Выступление на педсовете 26.02.2018

         «Скажи мне, и я забуду.

         Покажи мне, - я смогу запомнить.

         Позволь мне это сделать самому,

         И это станет моим навсегда».

 

Древняя мудрость.

 

Опыт и основные формы

профориентационной работы в начальной школе.

 

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особенно актуальной в связи с изменениями, происходящими в мире в целом и соответственно в  нашем обществе. Разных и новых профессий становится из года в год все больше и больше, и все они интересные и неизвестные… Есть профессии, которым уже тысячи лет и они актуальны и ныне, которые были и будут во все времена – это повара, врачи, учителя. Тем не менее, идет прогресс. Какие – то профессии уходят в небытие, вместо них  наряду с вечными появляются абсолютно новые профессии, о которых еще несколько лет назад человек не имел и малейшего представления.

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. 

Так кем же стать? Какую профессию выбрать? Такой вопрос обучающиеся уже первых классов задают родителям и учителю. С чего начать? Такой вопрос задаем и мы себе – учителя начальных классов. Как помочь детям, как их сориентировать, направить, увидеть в них то важное, чем эти маленькие, пытливые люди могли бы  заниматься в последующем, найти себя в нужной области?

Подготовка обучающихся  к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования. 

Основательно   вопросы выбора профессии интересуют обучающихся старшего подросткового возраста (14-16 лет),  когда  они  задумываются  о  личностном  смысле  в  профессиональном  труде,  выборе специальности,  учебного  заведения,  в  котором  они  будут  её  осваивать.    Но  база  к

профессиональному  самоопределению  должна  закладываться  на  стадии  конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста, т.е. в начальной школе.

 

Цель профориентационной работы в начальной школе:

расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру,

формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду,

понимания роли труда в жизни человека и общества,

развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

 

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • Расширять интересы и способности детей в учебном процессе через

организацию разнообразной внеурочной: досуговой, познавательной и исследовательской деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых).

  • Расширять первоначальные представления о роли труда в жизни

людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации. 

  • Развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных

методов познавательной и профориентационной игры. 

  • Выявлять общие тенденции в развитии способностей ребенка

совместной деятельности с родителями и педагогами. 

  • Развивать творческие способности детей в процессе знакомства

с профессиями.

  •  

продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.

 

Профориентационная работа в начальной школе считается пропедевтическим этапом.

На этом этапе осуществляется вовлечение обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Ребенок, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать своё будущее место в обществе, вряд ли он пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучных людей.

Обучение в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.  У  отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность  к  определенному  виду  деятельности:  изобразительной,  музыкальной, конструктивной  и  т.д.  Поэтому  ранняя  профориентация  детей  характеризуется  в основном  выявлением  сферы  интересов  детей  и  обогащением  этой  сферы  знаниями  о новых  профессиях  и  направлена  на  определение  специализированного  класса или дополнительных занятий по интересам.

 

Формы профориентационной работы в начальной школе:

  • Работа классного руководителя по профориентационной работе с обучающимися.
  • Комплекс профориентационныхмероприятий в виде занятий и тренингов по планированию будущей профессии.
  • Анкетирование детей и родителей.
  • Организация и проведение экскурсий (в образовательные учреждения, на предприятия).
  • Встречи с представителями различных профессий.
  • Встречи с представителями предприятий, образовательных учреждений.
  • Классные часы с родителями, их рассказы о своей профессии и связанной с ней деятельности, привлечение родителей обучающихся для выступления с беседами.
  • Помощь родителей в организации экскурсий на предприятия.

 

Опыт. Начальная школа.

На этом этапе начинается  знакомство с профессиями через профориентационные уроки, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники, игры, сценки и т.д. У обучающихся начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии.

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Первым этапом этой работы становится профинформация, когда учащиеся знакомятся с профессиями людей, чей труд они наблюдают изо дня в день.

На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость учебной и трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. Это профессии повара, уборщицы, учителя, охранника, дворника и другие. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры, музыки обучающиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей их важность и значимость.

Естественно, первое знакомство с   профессиями начинается   в 1-м классе.

Первый классный час в 1-м классе «Моя будущая профессия. Кем я хочу стать, когда вырасту?» Детям было предложено помечтать и нарисовать себя в своей будущей профессии. Каждый рисунок представлялся одноклассникам и сопровождался комментарием о будущей профессии, какую сферу деятельности она затрагивает.

Пример. Уроки окружающего мира. 1-й класс. Тема урока: «Все профессии важны». Разговор идет о трудолюбии как общественно значимой ценности в культуре народов России и мира, профессии людей, личной ответственности человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. 2-й класс. Тема урока: «Старинная женская работа» – профессии людей, значение труда в жизни человека и общества.  Далее темы уроков: «Осенний труд» посвящаются многообразию осенних работ в городах и селах в старину и в настоящее время. «Зимний труд» – труд в зернохранилищах и овощехранилищах, работа, связанная с домашним скотом. «Весенний труд» –трудовая деятельность: вспашка, сев яровых, посадка культурных растений, ткачество.

Первые уроки технологии также касались рассказов о некоторых профессиях и орудиях труда.

      Как можно видеть,  знакомство с   профессиями начинается   с самого начала обучения в школе на всех уроках. Богатство учебного материала позволяет проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения в начальной школе.

                              НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ:

- знакомство с инструментами, которые используются в различных видах профессиональной деятельности;

-   расширение словарного запаса учащихся, изучение широкого круга профессий;

- знакомство с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве;

-   знакомство с писателями, поэтами, художниками и видами их профессиональной деятельности.

 

           НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО  МИРА:

- знакомство с отраслями экономики, первоначальные представления об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;

- изучение видов транспорта и его использование в современных условиях.

 

    НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  И ТЕХНОЛОГИИ:

- воспитание любви и добросовестного отношения к труду,         понимание его роли  в жизни человека;

      -    развитие интереса к профессиям родителей;

      -    знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

 

     В профориентационной  работе мною часто используются игровые

технологии. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.Сухомлинский).

         Игры по профориентации легко интегрируются в структуру урока по предметам начальной школы и позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным.

         Подмечая склонности ребенка к какому-то определенному виду деятельности, стараюсь заинтересовать его и рассказать о профессии, связанной с этим, дать совет, рекомендации, что свои способности можно развивать дополнительно в кружках, секциях, центрах дополнительного образования и в последующем остановить выбор на профессии, в которой будут  необходимы полученные умения и знания, обращаю на это внимание родителей.

 

Принципы профориентационной работы в начальной школе:

  • Систематичность и преемственность – профориентационная работа не

должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы. Эта работа ведется с первого по четвертый класс. 

  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в

зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 

  • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм

профориентационной работы с учащимися и родите­лями. 

  • Связь профориентации с жизнью (органическое единство

с  потребностями общества в кадрах).

 

 

Профориентация через учебные предметы

           В процессе обучения все учебные предметы  использую как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. 

          Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется мною путем проведения  коротких  бесед  о  профессии,  упоминаемой  в  условии  задачи  или  при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности  людей.

          Уроки  по предмету «Окружающий мир» также  вносят  определенный  вклад  в  решение  задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения тем о  растениях,  рассказываю  о  профессиях  лесной  отрасли  (лесничий,  лесник, станочник  в  деревообработке  и  т.д.), сельскохозяйственной отрасли (агроном, хлебороб). 

            На  уроках  русского  языка  младшие  школьники  также  выполняют  большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной  работы  рекомендую,  помимо  изученных,  использовать  следующие  слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школьники  записывают  слова,  ставят  ударения  и  подчеркивают  безударные  гласные, которые  необходимо  запомнить. Это же  задание можно  представить  в  игровой форме. Например,  помоги  Незнайке  правильно  расставить  буквы:  в…сп…татель,  учит..ль,  в…дитель, п..л…ц…йский.  Также  на  уроках  русского  языка  выдаю  детям  карточки  с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях несколько предметов  труда  данного  профессионала  (например,  продавец:  деньги,  касса,  товары,  продукты,  и т.д.). 

            В структуру уроков  включаю профориентационные игровые  процедуры,  которые  позволят  разнообразить  уроки  и  сделать  их  более эмоционально-насыщенными.

            Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин»  (на  уроке  математики),  «Библиотека»  (урок  чтения),  «Экскурсовод»  (урок окружающего мира). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована  с  профориентационной.  Например,  в  игре  «Магазин»  ученикам предлагаю  исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).   Также использую подобную игру на внеурочных занятиях «Мастерская общения» и «Польский для детей».

          Таким  образом,  для  более  эффективного  воспитания  в  детях  интереса  к  труду взрослых  необходимо включать информацию о профессиях  в процесс обучения. Беседы, экскурсии,  работа  с  иллюстрациями  и  языковым  материалом  могут  успешно осуществляться на  уроках чтения, русского  языка, математики,  а  также на  внеурочных профориентационных занятиях.

 

Профориентационная работа с родителями обучающихся начальных классов.

             Понимание своих детей, их интересов, желаний  и возможностей – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у родителей. Учитель может помочь  разобраться  родителям  с  психологическими  особенностями  ребенка  и  с  его желаниями. 

Заключение.

            Профориентационная работа  в  школе  проводится  с  целью  подготовки  обучающихся  к осознанному выбору профессии при согласовании их  личных интересов и потребностей  с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, классных часах, так и во внеклассной, внеурочной  деятельности.

            Грамотно  построенная  система  профориентационной  работы  в  начальной школе помогает    в дальнейшем формированию  в  сознании обучающихся разнообразных  представлений  о мире труда и профессий, воспитывает  у них бережное отношение к результатам труда,  а также  понимание  значимости  труда  специалистов  для  жизни  и  развития  общества.

           Современные  подходы  к  профессиональной  ориентации  школьников рассматривают  ее  как  комплекс  средств,  направленных  на  формирование  у  личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной   деятельности. В связи с этим,  педагогу  необходимо  владеть  разнообразными  методами  и  приемами, позволяющими  эффективно  выстраивать  профориентационную  работу  в  начальных классах.

Благодаря использованию игровых технологий по профориентации у учащихся удается развивать следующие компетенции:

- любознательность;

- самостоятельность;

- навыки самоанализа;

- умение работать с различными источниками информации;

- умение анализировать и обобщать;

- самопознание в процессе игры;

- осознание социально-культурных ценностей;

- усвоение норм поведения человека в обществе.

 

 

 

Бабаян Н.Е.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 41г. Калининграда

 

 

 

 

 

Ваш комментарий